среда, 24 апреля 2013 г.

Музыкально-дидактические игры в группе

Как организовать музыкально-дидактические игры в группе не имея специального образования и оборудования....


«Музыкально-дидактические игры в группе»

                                        Консультация для воспитателей
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству. Уже в раннем возрасте дети живо откликаются на музыку весёлого, бодрого характера. Это даёт возможность педагогам вовлекать детей в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, её восприятие, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д. В педагогической практике с этой целью много лет применяют музыкально-дидактические игры. Они, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него двигательную, зрительную и слуховую активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактическая игра является эффективным средством развития музыкальности детей.
Сенсорное музыкальное развитие происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной их организации приводит к активизации музыкального переживания ребенка. Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, имеется в виду:
а) различение свойств музыкальных звуков
б) различение их выразительных соотношений
в) качество обследования музыкальных явлений. Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.  Формируя музыкальную эталонную систему  детей, мы создаём благоприятные условия для развития музыкальных способностей.
В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Игра включает в себя обучающую задачу, действие, правила и результат. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
  Работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. (Схема №1 «Работа над музыкально-дидактической игрой)) На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Результаты тестирования показали, что большинство воспитателей испытывает трудности при организации музыкально-дидактических игр в группе. Не имея специального образования, очень сложно  оценить правильность выполнения задания детьми. Многие игры подразумевают умение педагога владеть музыкальным инструментом, ведь настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Однако, без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию. Проанализировав сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу о необходимости создания системы, при которой отсутствие специального образования воспитателей,  а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических и музыкально-сенсорных игр в группе. Такой системы, при которой воспитатели и дети получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические и музыкально-сенсорные игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого  опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, природные объекты, игровые пособия и игрушки, составляющие предметную развивающую среду.
         Нами разработана картотека музыкально-дидактических игр для детей разных возрастов, доступных для организации их воспитателями, не имеющими специального образования. При организации игр используется предметно-развивающая среда группы: музыкальное оборудование, содержащееся в музыкальных уголках групп; конструкторы различных модификаций; самодельные шумовые музыкальные инструменты; ИЗО-материалы; физкультурный инвентарь; природный материал; посуда и кухонная утварь; все виды игрушек.  (Схема №5, «Оборудование, используемое при организации музыкально-дидактических игр в ДОУ» ) Музыкально-дидактические игры планируются и проводятся следующим образом. Один раз в месяц дети знакомятся с новой музыкально-дидактической игрой. Воспитатель в течение месяца планирует её проведение не реже одного раза в недёлю. Помимо этого раз в неделю планируется знакомая детям музыкально-дидактическая игра под руководством воспитателя. Воспитатель также побуждает детей включать музыкально-дидактические игры в свободную деятельность. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.
Музыкально-дидактические игры организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время года), на занятиях по развитию речи, во время праздников и развлечений, в свободной деятельности детей. Важное значение музыкально-дидактические игры имеют для развития детей коррекционных речевых групп. Многие развивающие задачи (звукообразование, дыхание, чувство ритма, темп) для них общие. Огромное количество музыкально-дидактических игр включено в занятия по логоритмике.
Музыкально-дидактические игры, в зависимости от цели и содержания игры, могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер. Игры «Музыкальный ёжик», «Весёлые молоточки», «Музыкальная лесенка» лучше организовывать индивидуально или с небольшими подгруппами детей (2-4 человека). Игры «Тихо - громко- очень громко», «Совушка-сова», «Кто как ходит», «кукла пляшет, кукла спит» - можно проводить с группой или большими подгруппами детей (6-10 человек).
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Возникающие при организации музыкально-дидактических игр в группе трудности, вопросы и проблемы вам всегда готовы помочь разрешить музыкальные руководители ДОУ и старший воспитатель. Мы всегда готовы провести для вас индивидуальные консультации, дать необходимые рекомендации.




Литература
1.      Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – М.: Просвещение, 1986.
2.      Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
3.      Зацепина М.Б., Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические     рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
4.      Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. процесса: Книга для воспитателей и заведующих детскими садами: Из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы/ Сост.Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1987.





Комментариев нет:

Отправить комментарий