среда, 24 апреля 2013 г.

Музыкально-звуковая среда группы

Как организовать музыкально-звуковую среду группы, как сделать её развивающей и комфортной для детей...


«Музыкально-звуковая развивающая среда ДОУ»

Мы называем воздушное пространство пятым океаном. А музыку, по аналогии, могли бы назвать шестым, ведь так же, как человек не может существовать в безвоздушной среде, так не может он существовать без среды музыкальной. Музыка повсюду, как воздух. Мы можем любить её или не любить, но жить вне музыкальной среды мы не можем.
У музыки две основные функции: выразительная и изобразительная. Психолог Теплов выделяет выразительную функцию, как главную и пишет, что восприятие музыки является основным источником чувственного  познания мира. Наиболее активно человек познаёт мир в дошкольном детстве. Очень важно в этот момент, двигаясь от ступени к ступени на пути самосовершенствования запустить вечный двигатель: от восприятия к творчеству, от творчества к самовыражению, от самовыражения к стремлению обогащать чувственного познания через все виды искусства. Путь этот бесконечен, но начало  свое он берет в раннем детстве. Будет ли этот путь подобен спирали, всякий раз выводящей человека на более высокий уровень развития, замкнется ли в круг, или оборвется, не успев начаться – зависит от того, какие взаимоотношения установятся между ребенком и музыкальной средой создаваемой нами.
Из современной музыкальной среды, к сожалению, почти исчезли произведения музыкальной классики. Такая среда не способна создавать необходимые условия для гармоничного развития музыкального восприятия ребёнка.
Для того чтобы музыкальный язык стал вторым родным, необходимо создание музыкальной развивающей среды в семье и ДОУ на самых ранних этапах развития детей.
Вечные ценности… Казалось бы, чего проще: каждый человек хочет видеть своего ребёнка успешным и счастливым. Однако год от года планка «успешности» поднимается всё выше и выше. Новое время требует всё больше качественных показателей развития ребенка. И конечно во все времена музыкальному развитию отводилось особое место в системе формирования личности человека.
Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в рамках музыкального воспитания. Оно является составной частью эстетического восприятия. Развитие эстетического восприятия у детей – одна из целей в процессе развития личности. Однако так ли важно на самом деле развивать эстетическое восприятие. Каковы его истинные цель и значение?
Л.С. Выготский доказывает не научность трех приписываемых эстетике целей: познания, чувства и морали. В результате исследований он приходит к выводу, что человеческие возможности превосходят его действительную деятельность. Что человек способен за всю свою жизнь осуществить лишь очень малую часть своих возбуждений, которые возникают в нервной системе. Разницу, между потенциальным и реальным в жизни человека всецело покрывает творчество. Процесс эстетического восприятия Л.С. Выготский определяет, как повторные и воспроизведенные процессы творчества. Иными словами, развивая эстетическое восприятие детей, мы ведем их к наиболее полной и яркой реализации духовных потребностей личности. Давайте будем откровенны: многие ли из наших детей в будущем станут поэтами, художниками, музыкантами. Очевидно, очень не многие. Развитое эстетическое восприятие способно поставить их на одну ступень с Моцартом или Вивальди и таким образом подарить  им радость творчества.
Музыкально-звуковая развивающая среда организуется исходя из следующих принципов:
·         Принцип взаимодействия. Создание развивающей музыкальной среды осуществляется совместно силами детского сада и семьи.
·         Принцип взаимозаменяемости. Способность компенсировать потери, при временном отсутствии одной  или нескольких элементов структуры
·         Принцип доступности. Простота в работе с музыкальным материалом для всех участников процесса, независимо от музыкальной образованности.
·         Принцип целостности. Интеграция в различных видах деятельности детей.
·         Принцип разумной умеренности. Не перегружать детскую психику непрерывно звучащей музыкой.
·         Принцип немедленного реагирования.  Дети должны иметь возможность доступа к музыке в момент возникающей необходимости 
Рассмотрим каждый из  принципов подробнее.
Принцип взаимодействия. Создание развивающей музыкальной среды осуществляется совместно силами детского сада и семьи. В детском саду этим занимаются музыкальный руководитель и воспитатели групп, в семье главная роль принадлежит родителям. Родители должны знать, какую музыку слушают дети в детском саду, какие методы, приёмы, формы организации используют педагоги. В свою очередь педагоги должны иметь представление о музыкальных вкусах, пристрастиях и потребностях каждой семьи. Для успешного взаимодействия необходим постоянный обмен информацией о возникающих трудностях, потребностях, идеях, новинках. Для установки подобного контакта необходимо создание доброжелательной доверительной обстановки в коллективе детей, педагогов, родителей.
Принцип взаимозаменяемости. Создатели современных образовательных программ зачастую обходят стороной проблему человеческого фактора. Иногда возникают ситуации, когда по тем или иным причинам музыкальный руководитель временно отсутствует. Создание развивающей музыкальной среды способно частично компенсировать отсутствие музыкальных занятий за счёт использования групповой фонотеки с музыкальной классикой, а также за счёт использования музыкальной классики в повседневной жизни группы, на занятиях и пр. Не секрет, что даже при идеальной работе педагогов с родителями невозможно добиться того, чтобы во всех без исключения семьях слушание музыкальной классики стало частью жизни, семейной традицией. Музыкальная среда детского сада компенсирует этот пробел.
Принцип доступности. Подавляющее большинство педагогов и родителей, согласно проведённому анкетированию, понимает необходимость использования музыкальной классики в процессе развития ребёнка. Однако, ссылаясь на то же анкетирование, они объясняют отсутствие музыки в семье недостатком знаний в данной сфере и отсутствием музыкального материала в семейной и групповой фонотеке.
Наличие музыкальной развивающей среды решает эту проблему путём создания фонотеки группы таким образом, что её использование становится доступным и педагогам, и родителям, независимо от образования.
Принцип целостности. Использование произведений музыкальной классики в процессе творческой деятельности, чтения художественной литературы играет благоприятную роль в процессе развития эстетического восприятия у детей. Наличие музыкальной развивающей среды предполагает использование музыкальной классики во всех видах деятельности детей.
Принцип разумной умеренности. Наличие классической музыки в группе не должно стать самоцелью. Необходимо помнить, что музыкальная среда может быть насыщенной, в исключительных случаях - интенсивной, но никогда не должна быть навязчивой и агрессивной.
Принцип немедленного реагирования. Музыка в развивающей среде должна быть доступна детям, как карандаши и пластилин. Воспитатель должен чутко реагировать на возникающие желания детей гласные и негласные. Возникающий интерес не должен оказаться без внимания и поддержки, потребность в музыке – без ответа.
Организаторами музыкальной развивающей среды в группе являются воспитатели. Они, работая с детьми в тесном контакте, принимают решение о том, когда использование музыки будет наиболее эффективным, благоприятным и целесообразным. Роль музыкального руководителя в данном случае заключается в координации работы воспитателей в этом направлении.
Классическая музыка может используется воспитателями на занятиях по ИЗО, чтению художественной литературы, ознакомлению с окружающим. Музыка помогает создать необходимое настроение, наиболее полно и ярко раскрыть черты художественного образа, предметов и явлений. В данном случае музыка является одним из инструментов для достижения тех или иных педагогических задач, напрямую с музыкой не связанных. Всякий раз воспитатели самостоятельно принимают решение, когда и в каких занятиях присутствие её необходимо, ведь классическая музыка не является обязательным элементом каждого занятия. Да и в процессе занятия она звучит непродолжительное время, для того, чтобы не отвлекать детей от самого занятия и не перегружать их нервную систему.
Фоновое слушание музыки – одна из форм организации слушания музыки детьми. Долгое время единственно возможной формой организации слушания музыки считалось произвольное слушание с последующей беседой педагога с детьми. Жизнь показала, однако, что, применяя подобный подход, мы сдаём свои позиции в процессе формирования детского музыкального восприятия популярной современной музыке.         Она, непрерывно звуча,  становится для детей естественной музыкальной средой. Фоновое слушание музыки призвано исправить сложившийся перекос. Основой фонового слушания является непроизвольное восприятие музыки у детей. Это обусловлено особенностями развития детского восприятия. Очевидно, что уровень развития восприятия различен в разные возрастные периоды. На первоначальной стадии процесс восприятия носит эффективный характер. Затем начинают формироваться межфункциональные связи. Развитие восприятия сопровождается образованием новой психической системы. Дальнейшее развитие восприятия базируется на приобретенных ранее системах образов и функций. Важно отметить, что в процессе развития первоначальные элементарные перцептивные функции не исчезают. В процессах восприятия они играют важную, хоть и не главную роль.
В первой и во второй младших группах фоновое слушание включает в себя непрограммные произведения музыкальной классики: концерты, симфонии, сонаты различных композиторов. Главное требование к музыке, в данном случае, она не должна носить тревожный, агрессивный или ярко выраженный печальный, скорбный характер.
Начиная со средней группы в процесс фонового слушания помимо непрограммных, больших по объёму произведений, включается музыка, которую дети слушали на музыкальных занятиях, и другие произведения соответствующего характера и тематики.
Процесс фонового слушания не предусматривает специальной беседы педагога с детьми о музыке. В данном случае инициаторами общения выступают дети. Если у них возникает интерес, и они задают вопросы о звучащем произведении, педагог поддерживает беседу, отвечает на вопросы, высказывает собственное положительное отношение к музыке. Иногда музыкальные образы побуждают детей к творчеству. В этом случае задачей воспитателя является помощь детям в реализации возникших идей. Одним из важнейших условий в процессе организации музыкальной развивающей среды в группе является доступность музыки для детей в том смысле, что они должны иметь к ней доступ в момент возникающей необходимости. Неважно, просят ли воспитателя об этом напрямую или он сам почувствует это по настроению детей.
Музыка, какой бы прекрасной она не была, не может звучать непрерывно, для того, чтобы не перегружать нервную систему детей. В каждом конкретном случае воспитатель самостоятельно принимает решение, в какой режимный момент или вид деятельности включить музыку. Это может быть утренний приём детей, подготовка к занятиям, одевание на прогулку, игры, самостоятельная деятельность, укладывание на дневной сон. Музыка того или иного характера используется воспитателем с учётом того, какой цели он хочет достичь: успокоить или взбодрить детей. Для удобства использования тонизирующую музыку и музыку для релаксации мы записываем на две разных кассеты. В любом случае используется музыка специально подобранная для фонового слушания в группе.       
Главными людьми для детей являются их родители. Дети копируют  родителей, в том числе, и отношение к музыке. В большинстве семей предпочтение отдаётся современной популярной эстрадной музыке. При всеобщем уважительном отношении к классике и высоко оценивая её необходимость в формировании музыкальных пристрастий ребёнка, родители признались, что музыку такую дома не слушают, поскольку «не понимают» её. Организация развивающей музыкально-звуковой среды ДОУ должна способствовать популяризации произведений музыкальной классики среди родителей.
Организация музыкальной развивающей среды в детском саду поможет нам разрешить противоречия, возникающие в процессе работы над развитием восприятия музыки у дошкольников. Музыкальные руководители обеспечат педагогам и родителям необходимую методическую поддержку для организации развивающей музыкально-звуковой среды в группе и дома. Это, в свою очередь, должно придать процессу развития детского музыкального восприятия систематический постоянный характер, что, по мнению психологов, является одним из важнейших условий успешного развития восприятия. Организация музыкально-звуковой развивающей среды с учётом возрастных особенностей детей, а именно преобладание непроизвольного восприятия над произвольным, помогает нам, не перегружая психику детей, сделать процесс развития восприятия музыки лёгким и незаметным. Используя в равной мере детскую, классическую, популярную музыку разных лет и т.д. в различных видах деятельности, возможно удастся избежать возникновения у детей стереотипа о классической музыке как о чём-то непонятном, сложном, чужом, а потому неприятном. Наличие в детском саду музыкально-звуковой развивающей среды поможет нам, не вступая в противоречия с современной музыкальной культурой, сделать музыкальный язык вторым родным для детей. Безусловно, важно развивать специальные музыкальные навыки, такие как пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах, не стоит забывать при этом, что сами по себе, в дошкольном возрасте, они рассматриваются нами не как самостоятельные виды искусства, а являются методами развития музыкального восприятия у детей. Высокий уровень развития музыкального восприятия является необходимым признаком гармонично развитой личности, её воспитание – есть главная цель современной педагогики.































                                         Литература
1.            Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д. Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова, С. Г. Якобсон – М. : Просвещение, 2005.
2.            Радынова  О.П.,Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990.
3.            Метлов Н.А. Музыка - детям.- М.: Просвещение, 1985.
4.            Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 1966.
5.            Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6.            Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М.: Просвещение, 1989.
7.            Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие.- М.: Просвещение, 1967.
8.            Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка-пресс, 2003.
9.            Альсира Легаспи де Арисменди Дошкольное музыкальное воспитание.- М.: Прогресс, 1989.
10.         Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов /Сост. В.В. Мироненко - М.: Просвещение, 1990.
11.         Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одарённости.// Психологическая наука и образование №1, 2002.
12.        Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда.- М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 1995.
13.        Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
14.        Выготский Л.С. Педагогическая психология. М: Педогогика, 1999.






Комментариев нет:

Отправить комментарий